Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цвет сайта: A A A

МБУК "Дворец культуры им. Артема"

653000, г. Прокопьевск, пл-ка Фрунзе, 3

 Тел.: 8 (3846) 61-24-52

адрес электронной почты: dkartem@mail.ru

режим работы:

администрация: понедельник - пятница с 8.30 до 17.30

коллективы: понедельник - воскресенье в соответствии с расписанием занятий(репетиций)

Версия для слабовидящих Обычная версия

Рубрика «Финграмотность». Как распознать уловки маркетологов и перестать покупать ненужные вещи

Отправились в магазин за макаронами и маслом, а в итоге подходите к кассе с тележкой продуктов? Причем многие из них скоропортящиеся. Или хотели положить деньги на депозит под хороший процент, а в итоге вместе с вкладом получили подписку на ненужные платные сервисы? Рассказываем о том, как не попасться на популярные маркетинговые уловки и не потратить больше, чем вы планировали.

 

Уловка 1. Все по полочкам

 

Многие будто бы спонтанные покупки происходят вовсе не случайно. К ним вас умело подталкивают мерчендайзеры, которые раскладывают на полках товары так, чтобы вы в первую очередь купили именно то, что им нужно продать. И потратили бы больше денег.

 

Например, хлеб, молоко и другие продукты первой необходимости обычно располагаются в глубине магазина, да еще и в разных углах. По дороге к ним вы замечаете и берете с собой что-то еще – пакет сока, банку шпротов, носки или прихватку. А около кассы поджидают жвачки и шоколадки, и «ваш внутренний ребенок» или тот, с которым вы забежали в магазин после детского сада, начинает выпрашивать эти сладости, пока вы стоите в очереди.

 

У магазинов одежды – тоже свои уловки. Они вешают рядом сочетающиеся по цвету и стилю вещи: например, рубашку и подходящие к ней брюки. Туфли ставят рядом с сумками. А перед кассой выкладывают целую россыпь украшений, платков и косметичек. И вот вы уже выбрали не только ботинки, за которыми пришли, но и пять пар носков, очередной водоотталкивающий спрей, а пока стояли в очереди – прихватили ремень.

 

Онлайн-магазины используют свои приемы. Например, напоминают, что вы заказывали раньше. Или выносят товары со скидкой на самое видное место, чтобы они все время бросались в глаза. Даже если вещь не очень-то нужна, велик соблазн купить ее только из-за выгодной цены.

 

Как избежать лишних трат:

 

  • Составьте список необходимых товаров и строго его придерживайтесь.
  • Заранее посчитайте, сколько примерно вы собираетесь потратить. Не выходите за пределы бюджета. Если вы привыкли расплачиваться наличными, не берите с собой больше, чем нужно.
  • Не ходите по магазинам на голодный желудок. Когда вы хотите есть, рискуете купить даже то, что вам не нужно.
  • Перед шопингом одежды и обуви проведите ревизию гардероба. Соберите готовые комплекты: так вы поймете, чего вам действительно не хватает, и сможете устоять перед покупкой очередного свитера вместо необходимой рубашки.
  • Не берите на входе корзинку или тележку, когда заскочили в магазин всего за парой продуктов. Пачку риса и банку кофе вы и так донесете до кассы. А если руки будут заняты, не будет соблазна купить что-нибудь ненужное.
  • Не ленитесь заглядывать на нижние или верхние полки: часто там стоят товары по более выгодной цене, чем на уровне глаз.
  • Перед оплатой еще раз сверьтесь со своим списком. Возможно, часть товаров попала в корзину лишь благодаря уловкам маркетологов.
  • Когда есть сомнения, не покупайте вещь сразу, дайте себе время подумать. Сравнивайте аналоги и цены в разных торговых сетях. Проверьте, можно ли заказать приглянувшиеся джинсы в интернете по более низкой цене. Иногда на маркетплейсах удается найти те же вещи еще дешевле. Впрочем, бывают и обратные ситуации.

 

 

Уловка 2. Эффект дефицита

 

Иногда продавцы создают видимость нехватки продукта, чтобы повысить его ценность в ваших глазах. Например, в интернет-магазине рядом с товаром появляется пометка, что он последний. Или онлайн-агрегатор отелей показывает, что номер в гостинице на интересующие вас даты одновременно просматривают еще пять человек. Это заставляет волноваться, что вас опередят другие люди.

 

Еще один похожий прием – объявление, что до конца действия скидки, акции, распродажи осталось всего несколько дней. Некоторые интернет-площадки для убедительности даже добавляют таймер, ведущий обратный отсчет. Тут покупатель боится упустить не товар, а свою выгоду. Ведь через несколько дней станет куда дороже.

 

Как не попасться:

 

  • Не поддавайтесь ажиотажу. Даже если нужный товар закончится и вы не успеете его купить – наверняка найдется похожий. Не в этом магазине, так в другом. Возможно, даже дешевле. В крайнем случае подождете новых поставок.
  • Не оплачивайте спонтанные покупки сразу, особенно если речь о крупных суммах. Сделайте перерыв: например, положите товар в корзину интернет-магазина, а оформление заказа отложите на следующий день. Возможно, через сутки он покажется вам не таким уж жизненно необходимым.
  • Не спешите вскрывать копилку, если денег не хватает, а сегодня последний день скидки, например, на понравившиеся онлайн-курсы. Выясните, как часто проводится обучение – возможно, каждые пару месяцев. И вы как раз успеете отложить нужную сумму к следующему набору студентов.
  • Главный совет – не торопитесь и руководствуйтесь здравым смыслом.

 

Уловка 3. Мифические скидки и ненужные товары по акции

 

Разноцветные ценники с перечеркнутой «старой» стоимостью и привлекательными скидками – не всегда гарантия выгоды. В некоторых случаях, чтобы получить максимальный дисконт, нужно быть владельцем премиальной карты этого магазина.

 

Иногда цена, которую продавец якобы снижает, – просто выдумка. На самом деле товар и раньше стоил ровно столько же, сколько после применения скидки.

 

Нередко магазины действительно делают дисконт, но не ради благотворительности. Например, стараются освободить полки для новой коллекции. Или пытаются побыстрее сбыть товар, у которого заканчивается срок годности. Нужно помнить об этом и руководствоваться своими интересами.

 

Как сэкономить:

  • Внимательно изучайте, при каких условиях можно сделать покупку по сниженной цене. Если скидку дают только по карте магазина, возможно, стоит оформить ее перед оплатой покупки.
  • Проверяйте, пробили ли вам скидку в чеке. Кассир может не учесть ее по невнимательности или сознательно. Обнаружили, что скидку не применили – просите отменить операцию и продать вам товар в соответствии с ценником. Не помогает – грозитесь жалобами в Роспотребнадзор.
  • Когда скидки действуют только при покупке нескольких товаров, взвесьте, а нужно ли вам столько. Допустим, пара кроссовок стоит 3000 рублей, а две – 4990 рублей. Если в реальности вам необходима всего одна – покупайте только ее. Когда по акции вроде 1+1 продают продукты, обязательно проверяйте срок годности – не испортится ли вторая упаковка, которую вы возьмете про запас.
  • Зачастую подписка или абонемент стоят дешевле, если оформлять их сразу на несколько месяцев. Но не всегда такой вариант удобен. Например, годовой абонемент в фитнес-клуб позволяет сэкономить тем, кто ходит на занятия регулярно. Если же вашего спортивного энтузиазма хватает лишь на пару тренировок в месяц, а оставшееся время вы проигрываете притяжению дивана, то лишь потеряете деньги.
  • Скачайте специальные мобильные приложения для сравнения цен. Конечно, не всем хочется каждые три дня выискивать, где сэкономить несколько рублей на хлебе или помидорах. Но если речь идет, например, о запасе бытовой химии, вполне разумно отправиться в тот супермаркет, где цена на нее меньше.
  • Общее правило – исходите из своих потребностей и возможностей, а не из страха упустить выгоду.

 

Уловка 4. Ценники с девятками

 

Мозг довольно часто играет с нами в игры и, например, числа «9900» или «29,9» автоматически воспринимает как «9000 с чем-то» или «20 с чем-то». Хотя на самом деле это почти «10 000» или «30». Продавцы охотно пользуются такой подменой и выставляют ценники с девятками вместо нулей – их товары кажутся более дешевыми, и люди легче соглашаются на покупки.

 

Что делать:

Округляйте сумму в большую сторону (если, конечно, речь не идет о ставке по депозиту). Это позволит быть более объективным при сравнении товаров.

 

Уловка 5. Выгодный процент не для всех

 

Этот прием часто используют банки. Например, рекламируют ставку по вкладу до 9,5%. Но затем выясняется, что такой процент действует только для депозитов больше 500 000 рублей на срок от трех лет. А для меньших сумм и сроков ставка будет 7%. И лишь при условии, что вы оформите подписку на дополнительные услуги.

 

По кредитам ситуация обратная – там банк обещает, например, «от 8%». Но оказывается, что ставка действует по особым льготным программам с господдержкой. Или процент снижают только для заемщиков, которые получают зарплату в этом же банке, и лишь при оформлении дорогой страховки. В итоге кредит обходится вам гораздо дороже, чем вы думали.

 

Как быть:

  • Внимательно читайте все условия договора и приложений к нему.
  • Не стесняйтесь уточнять у менеджеров, какие требования нужно соблюсти, чтобы получить ставку, как в рекламе. И как она изменится, если отказаться от дополнительных услуг.
  • Посчитайте итоговый доход по депозиту или переплату по кредиту в рублях с учетом всех расходов. Так будет проще сравнить предложения разных банков.

 

Материал подготовлен с использованием данных сайта fincult.info

 

#финансоваяграмотность #финграмотность

#моифинансы #финансоваякультура