Охранный статус: Памятник истории и архитектуры
Реестровый номер: 4210011000 в перечне объектов культурного наследия федерального значения.
(Постановление СовМина РСФСР №624 от 04.12.1974 года)
Первый деревянный рабочий клуб с залом на 300-400 мест был построен в Прокопьевске в 1925 году. В этом деревянном здании выступал в конце декабря 1928 года нарком просвещения А.В.Луначарский с отчетом о работе правительства. Первая очередь нового каменного Дворца культуры горняков со зрительным залом на 800 мест была сдана в ноябре 1933года, а окончательно как много функциональное социально-культурное учреждение ДК им. Артема вступил в строй в 1934 году. В новом здании выступали Г.К.Орджоникидзе (1933г.) и М.И. Калинин (1934г.) В послевоенные годы здание использовалось как городской театр. В 1950-е годы началось формирование центра города в соответствии с первым утвержденным генеральным планом Прокопьевска «Гипрогором» (Москва).
ДК им. Артема, как и другие деревянные клубы, построенные в стиле конструктивизма, был реконструирован в духе неоклассики. Автор проекта реконструкции – прокопьевский архитектор Т.М.Поломских ( в конце 1940-х годов главный архитектор города). Реконструкция середины 1950-х годов коснулась как интерьеров, так и внешнего облика здания, однако объемно-планировочное решение в основном сохранилось без изменений. Единственным неоклассическим элементом фасада является пристроенный к главному входу четырехколонный портик на всю высоту здания. Были заложены окна лестничной клетки, часть ленточных окон зальной части, изменены пропорции остальных оконных проемов. Первоначальные окна частично сохранились только на цилиндрическом объеме зала собраний. Неоднократно менялась окраска фасадов. Перед главным фасадом ДК разбит сквер.
Клубное здание является примером реконструкции конструктивистского сооружения в формах сталинской неоклассики. Реконструкция носила в основном косметический характер, без радикальных перестроек и декорирования фасадов. В объемно- планировочном и архитектурно — художественном решении здания сохранились принципы формообразования и формальные приемы функциональной архитектуры конца 1920-х – начала 1930-х годов. Планировочное решение здания построено на асимметричном сочетании объемов разной формы и величины, которые объединяют помещения разного функционального назначения. К доминирующему по высоте блоку театральных помещений под прямым углом примыкает протяженный клубный корпус с вынесенным вперед закругленным объемом зала собраний. Театральная часть, кроме просторных фойе и зала с блоками и сценической коробкой, включает также большое количество артистических и подсобных помещений, что позволило использовать здание для размещения городской театральной труппы. Главный вход, расположенный по оси театральной части здания, выделен пристроенным в 1950-е годы неглубоким портиком на четырех колоннах с коринфскими капителями.
На фасадной стене колонны продолжены плоскими пилястрами. В остальном фасад полностью лишен украшений, если не считать тяг, подчеркивающих форму закругленного выступа зального корпуса. На главном фасаде здания установлена мемориальная доска с надписью: «В этом здании выступали перед трудящимися выдающиеся деятели КПСС и советского государства М.И.Калинин -1934г., Г.К.Орджоникидзе -1933 г., А.В.Луначарский — 1928г.» В настоящее время лучшие творческие коллективы города, известные не только в Кузбассе, но и в России, и даже за рубежом нашей страны, работают на базе этого Дворца культуры.