Уже более 50 лет во всем мире 2 апреля, в День рождения Ганса Христиана Андерсена, отмечается Международный день детской книги. С древнейших времен общение с этой «кладезью знаний» во все времена помогало нам развиваться, совершенствоваться, бережно хранить народную мудрость…
Как привить «поколению гаджетов» любовь к чтению? Какие детские произведения сегодня в тренде? На эти и другие вопросы отвечает наш сегодняшний гость рубрики «Лидер мнений»: Наталья Алексеевна Сударекова, директор магазина «Книжный мир».
Книга для меня – это …
... то, без чего невозможно жить. Это желание узнать что-то новое, интересное, это полезная привычка с детства, это самое увлекательное времяпрепровождение из всех возможных. Как сказал Ф. М. Достоевский, «перестать читать книги – значит, перестать мыслить»!
Вспомните, как вы сами познакомились с книгой…
В первом классе нас привели на экскурсию в школьную библиотеку, именно так и состоялось мое знакомство с книгой.
Забавный случай из Вашего детства, связанный с чтением … Таких не припомню. Отношение к книге, скорее всегда, даже тогда уже было уважительным, серьезным и бережным.
Существуют ли в Вашей семье какие-нибудь традиции семейного чтения?
Традиция в нашей семье одна – просто читать. На протяжении всей жизни читаем мы с мужем, читают сын и дочь, обе внучки. Конечно, как все бабушки и дедушки, мы читали в свое время и детям, а сейчас – внучкам. В семье дочери заведено читать взрослым и детям вслух по очереди.
Ваши любимые авторы…
Мишель Бюсси, Гузель Яхина, Сара Джио, Ольга Володарская, Олег Рой, Татьяна Устинова.
Зачем мы читаем?!
Ответ прост: люди читают, потому что им это нравится! Люди, на мой взгляд, делятся на две категории: на тех, кто читает постоянно или время от времени и таких, кто не читает вообще. К тому же, чтение однозначно полезно. Польза его – в развитии кругозора, воображения, креативности, памяти и мышления, в повышении словарного запаса и формировании орфографической зоркости и коммуникативных навыков, общительности, сопереживания, в саморазвитии и самосовершенствовании. Трудно переоценить роль чтения и книг в развитии ребенка: ведь именно в детстве на всю оставшуюся жизнь закладывается потребность в систематическом чтении.
Как привить ребенку любовь к чтению?
Вспоминаю Григория Остера, который сказал: «Не читайте детям нотации, читайте книги», а еще – слова Эмили Бухвальд: «Дети становятся читателями на коленях своих родителей». Учите малышей читать, во-первых, непременно личным примером! Если родители не читают, и ребенок никогда не видел родителей с книгой в руках, вряд ли он будет читать. Во-вторых, непременно нужно читать детям, можно начитать еще даже до рождения, потом – когда ребенок еще даже сидеть не начал. Читать в дошкольном детстве – каждый вечер, перед сном; пусть это станет доброй семейной традицией в каждой семье. Обсуждайте с детьми прочитанное, анализируйте, делайте выводы и учите их получать удовольствие от чтения, от процесса узнавания чего-то нового. И как можно позже знакомьте детей со всевозможными гаджетами, ведь их вред для развития детей уже доказан. И тогда малыши рано начнут разговаривать, будут успешны в детском саду, им будет легко даваться учеба в школе. Книга – это колыбель хорошего человека!
Лайфхак от Н. А. Сударековой: назовите книги, которые обязательно должен прочесть каждый ребенок?
Для каждого возраста я бы выделила свой список книг, обязательных к прочтению. «Книжное» детство, на мой взгляд, можно условно разделить на 3 периода: дошкольный, младший школьный и подростковый возраст. И отдельно стоит выделить книги, которые непременно нужно прочесть каждому взрослому.
Книги для дошколят:
- Произведения К. Чуковского, А. Барто, Э. Успенского, С. Михалкова, А. Усачева, В. Сутеева;
- А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»;
- Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»;
- Русские народные сказки;
- Сказки А.С. Пушкина;
- Г. Остер «Вредные советы»;
- Е. Ульева «Энциклопедия для малышей в сказках»;
- А. Волков «Волшебник изумрудного города».
Книги для младших школьников:
- Э. Портер «Поллиана»;
- Г. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо»;
- В. Железняков «Чучело»;
- Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан»;
- В. Осеева «Динка»;
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»;
- Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ»;
- Т. Крюкова «Дневник кото-сапиенса»;
- А. Максимов «Как перевоспитать трудных родителей и другие проблемы, которые должен решать разведчик-подросток»;
- Ян-Олаф Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие».
Книги для подростков:
- Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»;
- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»;
- Д. Лондон «Любовь к жизни»;
- Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»;
- Х. Ли «Убить пересмешника»;
- А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
- Д. Роулинг «Гарри Поттер»;
- М. Булгаков «Мастер и Маргарита»;
- Д.Оруэлл «1984»;
- А.К.Дойл «Приключения Шерлока Холмса».
Взрослым:
- Женщинам – А. Некрасов «Материнская любовь»;
- Мужчинам – О. Анделин «Мужчина из стали и бархата»;
- Г. Г. Маркес «Сто лет одиночества»;
- Э.М. Ремарк «Триумфальная арка»;
- М. Лабковский «Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым»;
- Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком? Как?»;
- С. Кинг «Зеленая миля»;
- А. Кузнецов «Бабий яр»;
- Д. Мартин цикл «Песнь льда и пламени»;
- Поэзия А.С. Пушкина, С.А. Есенина, У. Шекспира.
Порекомендуйте кого-нибудь из современных авторов, на чьи произведения обязательно стоит обратить внимание?!
Юным читателям из современных авторов я бы рекомендовала Д. Роулинг с серией книг о Гарри Поттере, Н. Щерба «Часодеи», Э. Хантер – серию «Коты-воители», а также книги Т. Крюковой, Х. Вебб, К. Матюшкиной, Е. Ульевой, О. Роя, Е. Гаглоева, Е. Соболь, К. Колфера, М. Витчер, М. Бонда.
А взрослым – книги Д. Бойна, Б. Элтона, Ю Несбё, Д. Брауна, С. Джио, М. Метлицкой, М. Бюсси, Р. Пилчер, Р. Гэлбрейта, Д. Миропольского, Б Акунина, А. Иванова, Д. Рубиной, Е. Водолазкина, З. Прилепина, Г. Яхиной, Н. Нестеровой, Э. Сафарли, П. Коэльо, Д. Тарт, А. Сапковского, С. Лукьяненко, С. Кинга, Д. Кунца, Д. Киза, Н. Свечина, К. Ханна, М. Барбери.
Ваше пожелание маленьким читателям?!
Я хочу пожелать всем юным читателям любить книги и чтение, сформировать в раннем детстве привычку читать и получать от чтения познавательное и эмоциональное удовольствие. Случайная встреча с хорошей книгой может изменить судьбу человека!