Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цвет сайта: A A A

МБУК "Дворец культуры им. Артема"

653000, г. Прокопьевск, пл-ка Фрунзе, 3

 Тел.: 8 (3846) 61-24-52

адрес электронной почты: dkartem@mail.ru

режим работы:

администрация: понедельник - пятница с 8.30 до 17.30

коллективы: понедельник - воскресенье в соответствии с расписанием занятий(репетиций)

Версия для слабовидящих Обычная версия

Культурный код: рождественская кухня

Сегодня, в Сочельник, мы вместе с порталом «Культура. РФ» расскажем о блюдах к рождественскому столку, которые вы можете приготовить сами по старинным рецептам.

 

До первой звезды нельзя

 

За 40 дней до Рождества начинается Рождественский (или Филиппов) пост. Он достаточно строгий, а его окончание, когда не благословляется даже рыба, по времени как раз совпадает с празднованием Нового года. Так что православным в ночь с 31 на 1 винопития не положено. А шестого января не положено и есть ничего, кроме сочива. Считается, что именно это блюдо и дало название Сочельнику – последнему дню перед Рождеством. Его ели вечером, когда на небе появлялась первая звезда – блюдо из злаков, орехов и сушеных фруктов должно было дать сил выстоять долгую рождественскую службу.

 

ФОТОГРАФИЯ: POVAR.RU

СОЧИВО, рецепт Максима Сырникова

 

Возьмите стакан пшеничных зерен. Хорошенько промойте, выложите в чугунный горшок, залейте тремя стаканами воды, подсолите. Закройте крышкой и поставьте в разогретую духовку на два-три часа. В конце готовки пшеница должна полностью развариться, зернышки стать мягкими и даже частично полопаться. Остудите их прямо в горшке, не допуская подсыхания. Сочиво должно быть именно сочным, мягким, но в тоже время рассыпчатым.

 

Смешайте зерна с подготовленным изюмом, мелко нарезанной курагой, черносливом, распаренным и растертым маком, любыми орехами по вкусу. А затем выложите на блюдо и полейте медовой сытой – медом, разведенным водой в пропорции один к одному и доведенным до кипения.

 

Схожих рецептов сочива достаточно много, единственно верного, пожалуй, не существует. Выбор злаков, круп и добавок к ним зависел от региона, достатка в семье и личных предпочтений хозяйки. Где-то на стол ставили коливо, где-то – кутью, по сути, это одно и то же, только названия разные. Важно помнить, что в русской обрядовой кухне кутья может быть как скоромной, так и постной, и в Сочельник подают именно постную. Разговеться (то есть поесть непостной пищи) православный сможет только на следующий день, на Рождество.

 

Головой не вертит, на зубах хрустит

 

В Сочельник же начинали готовиться к рождественскому застолью – по обычаю нужно было приготовить как минимум 12 разных блюд, по числу святых апостолов. Конечно, такую традицию выдержать было сложно – для такого богатого меню нужно было обладать определенным достатком. Чтобы его как раз и приманить, к Рождеству выпекали целые стада козуль – пряничков в виде животных. Они были и лакомством, и оберегом для дома.

 

«В сочельник вечером вся семья садится за столом и лепит коровок из бездрожжевого теста, замешанного на молоке. Молоко, пшеничная мука, соль – все ингредиенты. Потом их вынесут во двор на мороз на всю ночь, а в рождественское утро отправят в печь. В память о празднике несколько мастерски сделанных фигурок сохранят на весь год». Максим Сырников

 

В северных деревнях козуль либо вырезали из раскатанного теста специальной формой (которую берегли и передавали по наследству), либо лепили, как глиняную игрушку. Пекли их сначала из ржаной муки, позже – из пшеничной, затем к ней стали добавлять жженый сахар, а в XVIII веке северянам стали доступны различные пряности, и козули стали еще вкуснее. Тесто для них готовили сильно заранее, выдерживали на морозе – считалось, что от этого его качество улучшается. Готовые пряники покрывали белой сахарной или розовой глазурью, которую получали с помощью сока клюквы или брусники.

 

                                                                                                                                                                    ФОТОГРАФИЯ: RUSSKIJ-SEVER.LIVEJOURNAL.COM

КОЗУЛИ, рецепт из Архангельской области

 

Обжечь 1 стакан сахара, растворить в стакане горячей воды. Добавить еще 2 стакана сахара (до полного растворения), 150 г сливочного масла, 1 чайную ложку корицы, гвоздики и соды, 1 яйцо и 2 желтка. Засыпать около 0,5 кг муки, вымесить тесто, чтобы оно не прилипало к рукам. Тесто выдержать в кастрюле и целлофане в прохладном месте неделю. После этого добавить в тесто еще 0,5 кг сахарного песка и раскатать его до толщины 0,5 см. Раскатанное тесто вырезать формами из жести или плотной бумаги и выложить на противень, смазанный маслом. Смазать пряники взбитым яйцом с водой в соотношении 1:1 и поставить в духовку. Выпекать 5-7 минут. Готовым пряникам дать просохнуть, после чего снять их с противня и украсить глазурью.

 

Гусь свинье товарищ

 

Долгое время на Руси сохранялся обычай в Рождество класть на стол сено – в память о яслях, в которых родился младенец Иисус. Его укладывали либо под скатерть, либо посреди стола. Вокруг расставляли мясные блюда: чем больше, тем лучше, в несколько рядов. Тут была и свинина, и баранина, и всякая птица; все годилось к застолью. Но венчал рождественское меню, конечно, гусь – зажаренный целиком, обложенный мочёными яблоками и квашеной капустой. Хорошие кухарки гуся выбирали тщательно, в проверенных лавках у знакомых продавцов. Часто в праздничные дни продавцы гусятины, пользуясь ажиотажным спросом, шли на надувательство – то есть, как объясняли в старинных поварских книгах, «вводили во внутрь ея, через заднее отверстие воздух и зашивали отверстие с некоторым искусством и маленьким фокусничеством». Такой надутый гусь на роль коронного блюда никак не годился, разве что на бульон.

 

ФОТОГРАФИЯ: RACION.NET

 

ГУСИ ИЛИ УТКИ, рецепт 1834 года

 

Зарезав и ощипав почище гуся или утку, пеньки из них выбери маленьким ножичком, опали шею и крылья, а папоротки отними прочь, почище вымой и, заправив шпилькой, жарь на вертеле или в печи, смазывая почаще маслом и посолив; наблюдай, чтоб не сгорели.

 

 

ПОРОСЕНОК, рецепт 1902 года

 

Из хорошо очищенного поросенка вынуть потроха, сварить в воде, которая должна быть немного посолена для вкуса; когда потроха сварятся, изрубить их мелко с пятью или более, смотря по величине поросенка, круто сваренными яйцами, развести это сырыми яйцами и потом, начинив поросенка, зашить разрез, обмазать маслом и поставить в печь, чтобы обжарился, когда хорошо зарумянится, то поливать поросенка соком, который он даст из себя.

 

Хрен всему голова

 

Мясное изобилие на столах объяснялось тем, что к Рождеству в деревнях всегда забивали последнюю скотину, чтобы не кормить ее всю зиму. Такой порядок хозяйствования существовал и до сих пор существует во многих странах, так что запеченного молочного поросенка или гуся под румяной корочкой нельзя считать сугубо русским рождественским блюдом. И тем не менее, национальные отличия все равно есть. Касаются они в основном используемых приправ и гарниров. Если в Греции, например, поросенка подают с сельдереем, а в Германии с тушеной капустой, то у нас испокон веков лучшей добавкой считается хрен. Он абсолютно универсален, подавали его чуть не ко всем блюдам русской кухни: и к мясным, и к рыбным, и к холодным, и к горячим. Жгучий вкус часто смягчали сметаной, и такая приправа много лет была куда популярнее, чем нынешний майонез.

 

ФОТОГРАФИЯ: COOK-ROOM.NET

ХЛЕБНАЯ ХРЕНОВИНА, монастырский рецепт

Срезать корку с буханки ржаного хлеба, мякиш измельчить и подрумянить в духовке до золотистого цвета. Одну редьку почистить, перемолоть на мясорубке или в комбайне. Сок отжать и слить, используется только мякоть. Корень хрена очистить, нарезать и так же перемолоть. Смешать все ингредиенты, добавить уксус и растереть, пока соус не станет густым. Добавить мед, соль, душистую мяту или молотую гвоздику.

 

 

Не бей клин под овсяный блин

 

Не обходился рождественский стол без выпечки. Пироги, пирожки, расстегаи, кулебяки, калитки или колядки, которыми одаривали колядующих – чего тут только не было. Особняком в этом ряду стоят овсянцы, блины из овсяной муки. Традиция готовить их в эти дни явно идет еще с дохристианских времен. Сам период от Рождества до Крещения, Святки, во многих местностях именовался Авсеньки или Овсеницы. Пекли блины на топленом масле и щедро экспериментировали с различными припеками (начинками, которые запекают прямо в тесте). Хорошо к овсянцам шла пряженина – от слова «пряжить», то есть жарить на толстом слое перекаленного масла. Такой способ кулинарной обработки очень древний, корни его исследователи раскопали чуть не в XV веке. Однако сейчас он фактически вышел из употребления. А блюдо осталось, особенно оно популярно в польской и белорусской кухне.

 

                                                                                                                                                                     ФОТОГРАФИЯ: GASTRONOM.RU

ПРЯЖЕНИНА, рецепт из Беларуси

 

300 г свинины на ребрышках, 200 г домашней колбасы, 100 г шпика, 2 головки репчатого лука, 2 ст. ложки муки, лавровый лист, 1-2 дольки чеснока, соль.

 

Шпик мелко нарезать, вытопить жир, шкварки вынуть. Обжарить в жиру свиные ребрышки и нарезанную кружками колбасу. Поместить все в глиняный горшок и залить мучной подливкой. Горшок потомить в духовке около часа. Перед подачей к столу натереть в него чеснок.

 

Для мучной подливки в вытопленном сале обжарить лук и постепенно всыпать 2 ст. ложки муки, влить тонкой струйкой горячую воду и довести до консистенции сметаны.

 

Пей, да дело разумей

 

Что пили на Рождество? Если в Сочельник меню строго регулировалось церковным обрядом, то после каждый праздновал в соответствии с собственным вкусом и бюджетом. Это касалось и напитков – и наливки, и настойки, и домашние вина и прочие хмельные напитки, которые в наше время кажутся довольно экзотичными.

 

Впрочем, традиционные русские напитки всегда имели варианты без градусов – для детей или тех, кто и в праздники строг нравом.

 

ФОТОГРАФИЯ: XCOOK.INFO

БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЙ СБИТЕНЬ, рецепт Максима Сырникова

 

1 стакан меда, 6 стаканов воды, 2 ч.л сухой мяты, свежий натертый имбирь, корица, гвоздика.

 

Мед развести в подогретой воде, поставить на небольшой огонь, добавить мяту. Имбирь и пряности. Довести до кипения, уменьшить огонь до минимального и варить 15 минут, тщательно снимая пену. Готовый сбитень процедить и подавать горячим.

 

В конце варки можно сделать из детского сбитня напиток для взрослых, влив в него стакан красного вина. Или в уже готовый – рюмку коньяка.

 

ЗАПЕКАНКА 18+, рецепт 1902 года

 

Спирту 8 бутылок вылить в большую бутыль и прибавить корицы 12 золотников, кардамону 5 золотников, гвоздики 4 золотника, бадьяну 5 золотников, мускатного цвету 1 золотник и 2 мелко истолченных мускатных ореха. Обвить бутыль мочалками и обмазать вокруг тестом, толщиною пальца в три. Ставить бутыль сряду четыре ночи в вольный дух печи, а по утрам вынимать и взбалтывать. По прошествии 4 суток слить и подсластить сиропом, полагая на каждые 2 бутылки запеканки по 1 1\2 фунта сахару. Чем долее сохраняется запеканка, тем она становится лучше. Но когда ею нужно угостить приятеля или издалека приехавшего гостя, наперед накормить его как можно сытнее и самыми жирными блюдами, а в заключение обеда предложить ему рюмочку запеканки: она покажется ему нектаром.

 

                                                                                                                                                                           ФОТОГРАФИЯ: GASTRONOM.RU

ГРУШЕВЫЙ КОМПОТ 18+, рецепт 1809 года

 

Очистив груши и сварив в воде, выложи их на сито, а кожу положа в сию же воду, кипяти; процедя сквозь салфетку, положи туда сахару, корицы, гвоздики и белаго вина по пропорции, сварив сироп и положа в него груши, дай стоять, пока остынет, потом груши выложи на блюдо, и, осадив сироп, оным их облей.

 

Бывало, что накрытый стол от Рождества не убирали до самого Крещения – ждали то гостей, то колядующих, да и домашних такой режим бесконечного питания устраивал. Эта традиция вполне совпадает и с современным сценарием новогодних каникул. Главное – помнить: все-таки Рождество праздник церковный, а в такие дни для верующего человека предпочтительней пища духовная.

 

по материалу гуманитарного просветительского портала «Культура. РФ»